Я - учитель

 

Учитель – Учителю

 

10 сентября 2014 года в мире стало на одного Учителя меньше. Под пронзительную мелодию школьного звонка я прощалась с Учителем английского языка Кудряшовой Ольгой Викторовной. Прекрасным специалистом и грамотным методистом, заместителем директора двенадцатой школы, а затем и гуманитарно-экономического лицея, замечательным организатором и просто очень хорошим Человеком. Мне посчастливилось  быть её ученицей. И своё участие в конкурсе я посвящаю ей.

 

***

Я – учитель. Я – учитель? Я – учитель! Как многое меняется от постановки знака препинания! От интонации, с которой произносятся эти высказывания. Между ними – целые миры. От уверенности – до сомнения. От сомнения – до восторга.

Я учитель. А учитель ли я? И что значит – быть учителем? Каков он? И какова его роль в современном обществе?

С одной стороны, учитель, как и прежде, имеет большое значение в жизни каждого из нас. И первыми учителями, как правило, являются наши родители. Ну а затем, переступив школьный порог, мы встречаемся с нашей первой школьной учительницей. Разве можно забыть эти часы и минуты бесценного общения? Разве не они обогащают нас? Разве не они формируют основы нашего мировоззрения? И сколько еще учителей-наставников встретится нам!

 С другой стороны, современные образовательные методы и технологии переносят акцент с деятельности учителя на учащихся, ставя их в центр образовательного процесса. А это не может не сказаться на роли учителя. Учитель и ученики оказываются как бы на одной ступени, учащиеся становятся полноправными участниками процесса обучения, выполняя часть делегируемых им полномочий.   

Учитель должен отвечать на вызовы окружающей его действительности, работать в изменившейся образовательной среде и при этом оставаться на высоте. Во всех смыслах. И при всей своей незаметности  оставлять заметный след в судьбе каждого ученика.

у/Учителя в моей жизни

На моем жизненном пути мне встречались учителя и Учителя, при этом Учителей гораздо меньше. Это, например, моя Учительница русского языка и литературы Свистунова Ирина Анатольевна, преподававшая у меня в одиннадцатом классе. Мой образец для подражания, человек, научивший меня стойкости, воспитавший умение отстаивать свое мнение и предоставлявший мне свободу творчества. Образец Учителя для меня.

Учитель реальный и учитель идеальный

Учитель – человек, который знает всё (или почти всё). Который интересно преподает предмет. Справедливо оценивает учеников. Создает на уроке условия для развития мышления и творческих способностей учащихся. Это человек, способный принять иное, отличное от своего собственного, мнение. Живущий по тем же принципам, которые преподает ученикам. Это человек, который не оскорбляет личного достоинства своих подопечных. С которого хочется брать пример. Во всём (или почти во всём).

Бывают ли в жизни  такие идеальные учителя? Наверное, нет. Но даже если мы встретим учителя с одним или несколькими из перечисленных качеств, то можно считать, что нам повезло. И такие Учителя, к счастью, есть.

Учитель традиционный и учитель современный

Tempora mutantur et nos mutantur in illis[1].

Чем современный учитель отличается от «традиционного»? Все ли учителя, работающие в настоящее время, современны?

Современный учитель – это учитель, способный работать в условиях современного общества. Преподавать предмет с использованием современных образовательных технологий. Передавать не только предметные, но и метапредметные знания. Уметь строить диалог с современными детьми. Коротко говоря, шагать в ногу со временем.

Но давайте задумаемся! Все ли учителя, использующие, например, информационные технологии на уроках, современны? Внешне – да. А если взглянуть глубже? Не может ли здесь возникнуть конфликта формы и содержания? Ведь если на каждом уроке использовать ИКТ, но при этом не меняться внутренне, вряд ли станешь современным. Современный учитель всё время учится. И делает это не потому, что его заставляют, а исходя из внутренней потребности к росту и совершенствованию своих профессиональных умений.

Стоп… А какой же учитель я?

Вопрос не из лёгких. Себя характеризовать сложно, со стороны виднее. Хотя … нет ничего интереснее, чем познание самого себя, не зря ведь

древние призывали к этому (Cognosce te ipsum![2]).

Итак, я точно не идеальный учитель. Быть идеальным, наверное, невозможно, но я стремлюсь к этому, ведь «идеал — это путеводная звезда; без нее нет твердого направления, а нет направления, нет и жизни» (Л.Н. Толстой).

 Но жизни нет и без мышления. Cogito, ergo sum.[3] Будучи учителем мыслящим, я  не буду делать то, что противоречит моим внутренним убеждениям и воззрениям на процесс обучения и воспитания.

Я – учитель творческий. Люблю давать ученикам интересные креативные задания. Пробуждать на уроках творческое начало учащихся – один из принципов моей работы.

Я стараюсь быть современным учителем, отбирая из широкой палитры методов и образовательных технологий те, которые считаю наиболее эффективными.

Мне нравится быть учителем-методистом и учителем-исследователем. Обобщение и распространение педагогического опыта я считаю одной из своих главных задач. Очень приятно, когда после успешного выступления на конференции, проведённого открытого урока или методического семинара слышишь от более опытных коллег не только слова благодарности и поддержки, но и просьбы поделиться материалами. Значит, мои идеи и разработки интересны и эффективны. Значит, нужно продолжать работать в этом направлении.

Я - учитель немецкого языка как иностранного!

Если бы 10 лет назад мне сказали, что я буду учителем, я бы, наверное, не поверила. Но сложилось так, что я работаю в школе. И получаю радость от процесса преподавания. Ведь я – не просто учитель. Я – учитель немецкого языка. А иностранный язык накладывает большой отпечаток на профессию учителя.

 Положение иностранного языка среди других учебных предметов является уникальным. Широко распространенное мнение о «беспредметности» (И.А. Зимняя) иностранного языка, изучающегося не как цель, а как средство коммуникации подчеркивает его тесную связь с другими областями знаний: историей, литературой, культурой, географией, музыкой,  и на своих уроках я с удовольствием использую этот потенциал межпредметных связей.

Лингвокультурологический подход к обучению иностранным языкам предполагает формирование у учащихся помимо собственно языковой компетенции вторичной языковой личности. Об этом рассуждал ещё  великий И. В. фон Гёте, говоривший: „Der Mensch ist so viele Male Mensch, wie viele Fremdsprachen er kennt[4].  

Приятно думать, что я, обучая немецкому языку, рождаю в каждом ученике еще одного человека. Мыслящего по-немецки и обозревающего мир сквозь призму немецкого языка.  

Когда ко мне приходят младшеклассники, я беру их за руку – и начинается увлекательное путешествие в страну немецкого языка.  Ребята открыты всему неизведанному, с удовольствием знакомятся с новыми словами, играют и поют песни. И помимо языка начинают знакомиться с немецкой культурой и немецкой литературой. Великой немецкой культурой и литературой!

Я горжусь, что преподаю язык Ф. Шиллера и  И. В. фон Гёте, Я. и В. Гримма, Т. Манна и Б. Брехта, М. Фриша и Г. Грасса. Сколько интересных открытий происходит у меня на уроках! Ученики читают стихотворения и романы, сами пишут стихи на немецком языке, переводят современную немецкоязычную литературу, пишут «диктанты на бегу», проводят опросы, путешествуют по станциям …  

Я глубоко убеждена в том, что учитель немецкого языка всем своим видом, всеми действиями своими должен транслировать культуру Германии. Он еще только входит в класс, а по нему уже видно, что преподает он немецкий язык. Мой коллега из Словакии, работающий в одной из братиславских гимназий, рассказывал мне, как однажды он вёл урок, накинув на себя немецкий флаг. Такой способ ознакомления учащихся с немецкой культурой посчитал он уместным в контексте того занятия, и гимназисты, единожды увидев, запомнили это навсегда.  По-моему, это – очень эффективный способ повышения мотивации учащихся!

Мои уроки

Конечно, у меня есть своё видение идеального урока немецкого языка. Но когда приходишь в класс и встречаешься с конкретной группой,  запланированный урок меняется, зачастую начинается импровизация. Ведь никогда не знаешь, какой вопрос зададут ученики. А игнорировать их вопросы, по крайней мере те, которые относятся к  предмету, по-моему, не следует.

Так, на одном из уроков ученики спросили меня, почему понедельник называется по-немецки „Montag“, а четверг „Donnerstag“. (Вопрос «почему» вообще любим и учениками, и мной - без него не узнаешь нового!) И я обратилась к мифологии древних германцев, ведь только мифологией можно объяснить, почему дни недели называются именно так, а не иначе.

Я стараюсь избегать урока, «wenn alles schläft und einer spricht»[5]. Я стараюсь добиться активного участия всех (или по крайней мере большинства) учеников в учебном процессе, что достигается организацией работы в  группах и парах, обсуждением той или иной темы в пленуме. И конечно же подбором материала, актуального и интересного для учащихся.

А также использованием игровых технологий, ведь игровая деятельность – одна из ведущих деятельностей детей. Именно в игре школьники учатся применять знания  немецкого языка на практике. Именно игра готовит к будущей жизни. «Каков ребёнок в игре, таков он будет в работе, когда вырастет» (А.С. Макаренко).

Глазами учеников и родителей

Ученики не считают меня строгим учителем. Хотя мне кажется, мы просто вкладываем разное содержание в понятие «строгий». По крайней мере, я требовательный учитель. Я хочу передать свои знания, научить ребят не просто читать, но говорить на немецком языке, и получить «5» у меня очень трудно. Для этого нужно соответствовать целому комплексу требований, предъявляемых мной с учётом действующих федеральных государственных образовательных стандартов и  критериев европейского  языкового портфеля. Некоторые родители даже упрекали меня в том, что я «преподаю язык на профильном уровне», а им этого не надо. Но ведь «существует только два типа учителей: те, кто учит слишком многому, и те, кто не учит вообще»  (С. Батлер).  И я принадлежу к первому типу.

Признание в обществе

К сожалению, в современном российском обществе профессия учителя не всегда пользуется большим авторитетом.

Главное, чтобы труд учителя – каждодневный, кропотливый, отнимающий много сил,  монотонный и творческий – оценивался учениками и их родителями. К сожалению, и это бывает не всегда. Уча детей, я невольно вкладываю в них частичку своей души, и больно осознавать, когда, получив знания,  ученик забывает о тебе. Но учитель «сам становится богаче, чем больше жертвует в раздаче» (И.В. фон Гёте). Наверное, нужно быть мудрее. Это то, чему мне ещё предстоит научиться.

Я – учитель! Но учителем, как мне кажется, нельзя стать раз и навсегда. Уча детей, я всегда вспоминаю меткое высказывание одного из моих любимых писателей:

«Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя» (И.В. фон Гёте).
 

 


[1] Времена меняются, и  мы меняемся с ними.

[2] Познай самого себя!

[3]  Я мыслю, следовательно, я существую.

[4] Человек столько раз человек, сколько иностранных языков он знает.

[5] Когда всё спит и кто-то один говорит

     Официальный сайт министерства образования Саратовской области